|
Аполлон, Пифагор и
|
"О Аполлон, последний труд свершая, Да буду я твоих исполнен сил, Как ты велишь, любимый лавр вверяя" Данте Алигьери, "Божественная комедия" "Аще кто с Пифагором раскусил фігурный тріугол, образующій истину, той видит, яко в нем 3, 2 и 1 есть тожде" Григорий Сковорода, "Діалог" МУЗЫ, мусы ( в пер. с греч. "мыслящие" ) Музы - богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя "олимпийские". "Мифы народов мира" |
К написанию этой статьи подтолкнул проект художника Владимира БАХТОВА "Ойкумена", ему удалось воссоздать сакральное пространство Ольвии, она ожила и стала вновь Счастливой. Огонь связал в пространстве времена, факел художника пробудил пламя пространственной мысли, соединив Ольвию, возрожденную в огне гелиограффити Владимира БАХТОВА с чистой живой мыслью ее божественного покровителя Аполлона, бога света, воплощения правды.
О, Феб, на троне истины сидящий! |
Аполлона называют "самым греческим" из богов Олимпийского пантеона, а Эллины, по словам Геродота, с давних пор отличались большим, по сравнению с варварами, благоразумием и свободой от глупых суеверий. Культ Аполлона, бога света и красоты был распространен во всех частях великой Эллады, неся свободу мысли, гармонию, любовь к истине. Постараемся перенестись в живую мысль пространства великой Эллады, что во временном промежутке обозначится отрезком в две с половиной тысячи лет, время расцвета духа последователей великого Самосского Учителя Пифагора. По словам Ямвлиха из книги "Жизнь Пифагора":
"Имущество, как было сказано, они сделали общим и вслед за тем причислили Пифагора к богам как некоего благого и человеколюбивейшего демона, одни называя его Пифийцем, другие - Аполлоном из страны гиперборейцев, третьи - Пеаном, четвертые - одним из населяющих Луну демонов, пятые - одним из Олимпийских богов, говоря, что он явился в человеческом образе для пользы и исправления жизни смертного рода, чтобы благосклонно одарить смертную природу спасительной искрой счастия и любомудрия, и большее благо, чем-то, которое было даровано богами через Пифагора, не являлось и не явится когда-либо".
Пифагореизм - философия Аполлона, то есть тот самый путь Любви-Мудрости ко всему сущему. По представлениям пифагорейцев, и человеческая душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу, и А.Ф. Лосев не случайно назвал пифагорейское учение "Подлинно Аполлоновской философией". Пифагорейские философские школы просуществовали до 2 века н.э., крупнейшая из таких школ, так называемая, Община Ессеев, с которой связаны "Тексты Кумрана", т.н. "Свитки Мертвого моря". Ессеи задолго до Иисуса Христа назывались хрестианами (между терминами Хрестос и Христос существует большая разница, имеющая глубокое эзотерическое значение. Христос означает "жить" и "родиться в новую жизнь", Хрестос в фразеологии "посвящения" означал смерть внутренней, низшей или личной природы в человеке).
Влияние пифагореизма имело существенное влияние на просвященные умы Северного Причерноморья, завоевав мыслепространство огненностью мысли и философией красоты…
Самосский учитель советовал в каждом городе "Перво-наперво воздвигнуть Храм Музам, дабы они охраняли царящее согласие." Ибо богини эти имеют одно общее имя - Культура, и в целом хоровод Муз - всегда единый и постоянный, он охватывает собой согласие, гармонию и ритм, чем порождает единодушие.
Музы были дочерьми Зевса и Мнемосины (Памяти). Гесиод о них говорил: "Все они одинаково мыслят, их сердца настроены на песнопения, и их души свободны от забот. Счастлив тот, кого любят Музы".
Пифагор: "Кто эти прекрасные девы?"
Ученик: "Они есть девять наук и девять искусств, данные людям Богами. Кто же еще дарует нам вдохновение?"
Пифагор: "Вот кто причина искусства! Лишь Веста одна способна Божественным светом пронзить какофонию звуков и сделать из них сладкогласое пение!"
Музы Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания и Каллиопа и есть абсолютные величины, которые несут в себе Божественны Огонь, или дыхание Весты. Все вместе они образуют тетраксис, непостижимые Альфу и Омегу пифагорейцев, Начало и Конец, слитые в единое целое, божественную Декаду.
1. (Монада) - понятливая Мнемозина, источник вечной мудрости и жизни.
2. (Дуада) - Эрато, Муза любви и секса, лирической поэзии.
3. (Триада) - Полигимния - гимнобогая Муза танца и пантомимы, Созидание.
4. (Тетрада) - Урания, Муза астрономии, ключ к Земле и Небу, открывающий духовное и материальное совершенство.
4.5 (Тетропентада) - философский камень алхимиков, предстающий в облике непостижимого сфинкса, роза сердца, сердце Божественного Огня, Божественной искры, драгоценная жемчужина в цветке Лотоса, горчичное зерно, первоатом, чаша Святого Грааля не принадлежит земному миру.
5. (Пентада) - справедливая Немезида, в пифагореизме пентада предстает как пентаграмма или пентальфа, олицетворяющая вечную молодость и здоровье.
6. (Гексада) - она плетет человеческую жизнь и превращает ее в театр комедии Музы Талии.
7. (Гептада) - число религии, магии и мистики, непосредственно связанное с Клио.
8. (Огдоада) - Муза поэзии Эвтерпа, это образование Универсального Разума с практически неограниченными возможностями Божества.
9. (Эннеада) - Величина, охватывающая все параметры, все формы и все измерения. В Пифагореизме Эннеада символизированна с Музой танца Терпсихорой.
10. (Декада) - Пифагорейская Веста, из огня которой выходят девять Муз.
В Ольвию, в Парутино приезжают многие творческие люди: художники, поэты, композиторы, писатели, все едут сюда за вдохновением. Быть может, Художник разбудил Муз своим огнем и они снова слетелись в хоровод, чтобы внести Гармонию в наше современное мыслепространство, ведь каждая поездка в Ольвию рождает ритм, мелодию, образ, чувство высокой Любви и ощущение прикосновения к Вечности, ощущение вращения в гигантской спирали времени-пространства, голосов и мыслей великих Эллинов, влекущих к Центральному Огню.
Мыслепространство - живой и поющий организм Вселенной. Услышать Голос Вселенной, так называемую, Музыку сфер может каждый, идущий с чистым сердцем и чистым помыслом. Все мистерии и таинства разворачиваются только внутри человека, в его духовной сущности. "Познай самого себя" - высечено на Храме Аполлона в Дельфах, и этом ключ ко всем тайнам Вселенной. Храм Аполлона - храм культуры, источник света, несущий самые высокие понятия: любви и дружбы ко всему живому, милосердия и сострадания, находится в сердце каждого человека.
Во все времена культурные идеи высокие чистые мысли человечества являлись самым действенным духовным оружием в борьбе с невежеством, помогая всем живущим на Земле очистить свой ум и дух от эгоизма, суеверия и предрассудков. Только высокие духи, прекрасные люди могли создать счастливый город на побережье Понта Эвксинского (Гостеприимного моря), город неподвластный уничтожению. В дыхании Ольвии аромат полыни и мудрости веков, в прибое у ее берегов - пульс времени, ритм пространства, гармония культуры. Ольвия таинственна, жива, космична, а значит вечна. Ольвиополиты любили читать наизусть великого Гомера, чтили его высоко, часто под небом Ольвии звучал и этот его гимн, посвященный Музам и Аполлону:
"С Муз мою песню начну, с Аполлона и с Зевса - Кронида, |
* * *
Список литературы
1. Блаватская Е.П. "Тайная Доктрина " т.3.- М.: Эксмо-пресс, 2001.- 752 с.(Серия "Великие посвященные")
2. Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции, Древнего Рима / Пер. с англ.Л.А. Игоревского.- М.: ЗАО Центр полиграф, 2002.- 460 с.
3. Гомер. Иллиада, Одиссея / Пер. с древнегреч. В.В.Вересаева;.- М.: Просвещение, 1987.- 400 с.
4. Гросс П., Диксон О. Тайны древних наук. -М.: Рипол классик, 2001.- 416 с.
5. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957.- с. 343
6. Мифы народов мира. Энциклопедия(2-х томах).-М.:Сов.энц., 1988.-т.2.К-Я.-с.177-178
7. Таранов П. От Соломона до Роджера Бэкона.- М.: АСТ, 2000.- 440 с.
8. Ямвлих. Жизнь Пифагора. - М.: Алетейа. Новый Акрополь, 1998.